Харбин в августе 2000 года

В 1957 году, когда мы выехали из Харбина в Бразилию, мне было 15 лет.

Я училась в Розовой 4-ой школе, каталась на катке на Артиллерийской улице, ходила в кино в Советский клуб и жила на Владимирской улице. Зимой ходили кататься на русскую горку на Сунгари, а летом гуляли по набережной и ели мороженое. Посещали Софийский и Благовещенский храмы.

Все 43 года, которые прожила в Бразилии я все время мечтала вернуться в Харбин и посетить те места, которые мне были так дороги: дом, где родилась, школу где училась, магазин Чурин, где делала покупки, и т.д.

В августе 2000 года моя мечта сбылась.

Мы с мужем приехали в Харбин в 8 часов вечера. На аэропорте нас облепили китайцы, предлагая такси. Выехали из аэропорта и поехали по старому харбинскому шоссе. По обеим сторонам шоссе построены 5-ти и 6-ти этажные жилищные квартиры.

Когда приехали в город, я ничего не узнала. Проезжая мимо Сунгари увидели на берегу построенные 20-ти этажные современные, очень красивые здания.

Остановились в отеле Глория, построенным на Китайской улице, на месте, где когда-то стояла Благовещенская церковь.

На следующий день, в 7:30 ч утра, мы уже были на улице и стали искать дорогие нам места, которых уже не осталось. Но Харбин изменился к лучшему!

Китайская улица стала исключительно пешеходной и по ней машины больше не ходят. Магазин Чурин стоит на том же месте как и отель Модерн. Вокруг построено много высоких и красивых зданий. Все одноэтажные домики были снесены и на их место построили 5-ти и 6-ти этажные жилищные квартиры.

Баню Санитас тоже снесли, а синагога стоит там же, только с измененным фасадом.

Стадион на Артиллерийской улице, где был каток, стал складом металлолома. Мечеть стоит на том же углу, но вся запущенная и поломана. Советский клуб остался на том же месте, но стал теперь каким-то музеем наук и имеет очень заброшенный вид.

Яхт-клуб на Набережной остался таким как был прежде. Набережная тоже не изменилась. Только больше нет тех лодок, которые нас перевозили на ту сторону реки. Их заменили катера и есть теперь тельфер (подвесная канатная дорога) через реку.

Из церквей осталось только две. Софийский собор на Пристани, очень хорошо реставрированный внешне а зайдешь внутрь – музей.

Старого кладбища тоже больше нет и на его месте построен парк. Там осталась стоять Покровская церковь, которая продолжает действовать.  ------->>

Магазин Чурин в Новом Городе стоит по-прежнему. Но внутри все изменилось. Он переполнен товарами: шикарные меховые шубы, вазы, холодильники, телевизоры. Короче говоря, там есть все, что хотите и на все это есть покупатели. Напротив старого Чурина построили новый, шикарный и современный Чурин.

Речка Модяговка, которая раньше была канавой, теперь выложена камнями, а рядом с ней построили парк «Диснейланд»

Короче говоря, современный Харбин трудно узнать. Широкие улицы, все в деревьях и везде чисто. Китайцы все стройные, одеты элегантно, с большим вкусом и очень симпатичные. Их дети тоже хорошо одеты, веселые и симпатичные, старались с нами объясняться на английском языке. Тех китайцев, как я их помнила - в синих куртках и штанах - мы так и не встретили.

Русских харбинцев тоже не встречала. Было много русских в нашем отеле и на улице, но все они оказались туристами из России, приехавшими сюда на отпуск.

Харбин теперь является столицей Маньчжурии с населением в 2,5 миллионов жителей.