Александр Кириллов

НА КОНГРЕССЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

В конце августа сего года я получил телефонный звонок из Российского Генерального Консульства в Рио де Жанейро. Приглашали меня принять участие на «Съезде Соотечественников» в Москве в первой половине октября. Лет восемь тому назад я имел такое же приглашение на предыдущий Съезд, но тогда не смог принять приглашение из-за моих служебных обязанностей.

10-го октября после полудня я прибыл в Москву из Лондона на английской авиационной компании. День был пасмурный, над аэродромом Шереметьево стоял густой туман и ничего не было видно при посадке. Проверка документов и таможня прошли довольно быстро и в главном зале аэродрома меня ожидала представительница Организационного Комитета Конгресса. Кроме меня из Бразилии была Нина Котылевская и она прилетела прямо из Бразилии за час до меня. В небольшом автобусе - «газель» - как их называют в Москве, кроме меня было еще семь человек прибывших приблизительно в тот же час из Дальнего Зарубежья. Среди них был протоирей Александр Карягин, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском в Софии. От него я и узнал, что на Конгрессе будет человек тридцать духовенства, среди них 6 или 7 архиереев. Будут и религиозные деятели ислама, иудаизма и буддизма. В дни Конгресса мне удалось кратко побеседовать с архиепископом Берлинским и Германским Феофаном, архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром и епископом Меркурием, управляющим Патриаршими приходами в США. Были два или три священника Русской Зарубежной Церкви из Австралии, США и Канады.

Проезд до центра Москвы занял почти час и около 5 вечера мы прибыли в гостиницу “Россия”, одну из самых больших гостиниц не только в России, но возможно и во всем мире. Двенадцать этажей и около четырех тысяч комнат и апартментов, несколько ресторанов, множество баров, два или три театра. Разместившись я пошел осматривать окрестности. Расположена “Россия” около Красной Площади. С одной стороны вид на Кремль, с другой - на Москву-реку.

На следующий день, 11 октября в 10 утра было открытие Конгресса в Колонном Зале Дома Союзов. Присутствовало около тысячи человек, из них около 600 приехавших из Дальнего и Ближнего Зарубежья. Председательствовал вице-премьер Министр России Виктор Христенко. Вошел Президент Владимир Путин. Все встали и был исполнен гимн. Первым выступил с приветствием участникам Конгресса президент Путин. В своей речи он посетовал на нерадивость чиновников, ответственных за связь с соотечественниками и пообещал защищать права соотечественников. В вопросе об определении понятия “соотечественник” президент Путин призвал руководствоваться не юридической стороной вопроса, а предоставить каждому решить его как вопрос личного духовного определения. Речь президента Путина вызвала бурные аплодисменты.

Затем должен был выступить Патриарх Московский и всея Руси Алексий, но его не было в Москве в те дни и послание Святейшего Конгрессу зачитал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Далее по программе последовало несколько других выступлений и был объявлен перерыв на обед на полтора часа.

На послеобеденной сессии я не был. По программе были выступления главным образом, участников из стран СНГ, которые меня мало интересовали. Вместо этого я пошел бродить по Москве. Был в известных магазинах ГУМ и ЦУМ. Сделал кое какие покупки. Был на Красной Площади, в Иверской часовне, где в течение всего дня служатся молебны Божией Матери чередующимися священниками.

Около 6 вечера я зашел в Казанский Собор на Красной Площади. Был четверг, но богослужения там ежедневные и утром и вечером. Шла Всенощная. Служили два священника и один дьякон. На клиросе пел хор и я насчитал 10 человек. Пели все по обиходу и это создавало молитвенное настроение - русское православное пение имеет могущественное влия-ние на душу человеческую, вселяя в нее богатно учение Христа. Далее, по дороге в гостиницу, храм-памятник Покрова на рву, более известный, как Храм Василия Блаженного. Этот храм был построен в 1560 году по велению Иоанна Грозного. Архитектура храма уникальна. На едином основа-нии возвышается стройная симметричная композиция из девяти церквей-башен. В 1585 году. была пристроена десятая церковь. Это был поминальный храм над могилой почитаемого москвичами юродивого Василия Блаженного.

На следующий день члены Конгресса были разделены на 5 секций. Я выбрал секцию: “Проблемы русского языка, культуры и образования, вероисповедования”. Работа этой секции была проведена в Московском Государственном Университете на Воробьевых горах. Председательствовал Ректор Университета Виктор Садовничий. В президиуме мы увидели и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который выступил с интересной речью.

Во второй половине дня снова Колонный Зал и заключительное заседание Конгресса. Выступали Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев, Городской Голова Москвы Юрий Лужков и три делегата из Дальнего Зарубежья. Заключительное слово сказал Председатель Конгресса, заместитель главы Российского правительства Виктор Христенко. Потом в ресторане был предложен ужин-буфет и после небольшого перерыва состоялся концерт в честь участников Конгресса.

На следующий день, суббота 13 октября, я вечером уезжал из России и мне оставалось не так много времени посмотреть достопримечательности столицы Российского Государства, кроме тех которые я уже видел. Рано утром я пошел пешком вдоль Москвы-реки в Храм Христа Спасителя. Как известно храм был построен в честь победы России в войне с Наполеоном. Манифест о постройке храма был издан в 1812 году Императором Александром Первым. В 1832 году Император Николай Первый утвердил проект Храма, который строился с промежутками около 50 лет. В 1883 году Храм был освящен в присутствии Императора Александра Третьего и всей царской семьи. Наступили грозные, тяжелые и жестокие года революции и ее последствия. В 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван, а до этого начисто ограблен. Шли годы... в России происходили изменения и в конце 1980-х годов родилось общественное движение за возрождение Храма. Почти десять лет шло строительство. Поступали огромные суммы денег, как из самой России, так и из-за границы, В 2000-м году Святейший Патриарх Алексий совершил освящение возрожденного храма в честь Рождества Христова и этот храм стал кафедральным Собором города Москвы. Тот факт, что Храм вернулся на свое место в центре столицы - явный знак Промысла Божия о русском народе.

Осматривал я верхний и нижний храмы, музеи, лавки икон и книг почти два часа. Потом проехал на знаменитом Московском метро несколько станций и вышел на той станции, которая мне показалась красивее других. Затем вернулся на Красную Площадь. Александровский сад ведет в Кремль - один из крупнейших архитектурных ансамблей мира. На протяжении столетий в Кремле располагались дворы государя, патриарха, знатных бояр, а также высшие органы управления государством. В Кремле находятся Успенский, Архангельский и Благовещенский Соборы и церковь Ризоположения. Об этом можно написать целую книгу. Там же находятся Оружейная Палата, Царь-пушка, Царь-колокол, ансамбль колокольни Ивана Великого, патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов.

Оставалось у меня еще часа три времени до отъезда на аэродром и я взял такси и велел ему в течение двух часов «показать мне Москву». Водитель оказался на редкость вежливый и дружелюбный молодой человек, лет 45. За два часа мы были в Новодевичьем Монастыре, Елоховском Соборе, который много лет был Патриаршим Кафедральным Собором, Данилов Монастырь, магазин церковной утвари, облачений, книг и икон “Софрино”, музей “Останкино”, бывший дворец графа Шереметьева, Измайловский парк, центральный стадион. Проехали мы и по Крымскому мосту через Москву-реку. Были в консерватории имени Чайковского, около памятника Пушкину, на улице Горького, около Большого Театра. Были и в резидентских районах Москвы. Все очень красиво - чистота и порядок везде и в этом, говорят, заслуга мэра столицы Юрия Лужкова.

Оставшись довольным услугами водителя, я дал ему вместо условных 20 американских долларов, 30. Он остался очень доволен и сказал мне, что после такого гонорара, он остаток дня работать не будет. Я тогда его пригласил - было уже 2 часа дня - в “забегаловку”- закусить! День был пасмурный и холодный. Выпили мы несколько рюмок водки. Закуски были, как полагается: и селедка, и семга, и копченый балык, и малосольные огурцы, и холодец и другие русские лакомства. Говорил он мне, что средний класс населения, к которому он относит и себя, считает, что президент Путин делает большое дело восстановления экономического состояния России. После 3-х дня меня повезли на аэродром на государственной “газели”.

Было еще время сделать последние покупки - заказы друзей из Рио де Жанейро. В 6 вечера я вылетел из Москвы в Бразилию. Была трехчасовая остановка в Лондоне и пересадка на другой аэроплан. На следующее утро в 10 часов по Бразильскому времени (в Москве уже было 5 вечера) я прибыл в Рио Жанейро.